четверг, 19 сентября 2013 г.

Про буковки

В июле, когда Филе стукнуло 8 месяцев, я вдруг вспомнила, что начала учить старшего сына буквам в 9 месяцев ))) И подумала: "Ой! Он же мааааленький! Зачем все это? Пусть играет!"


А потом стала вспоминать, как все это было с Антоном и чем закончилось. Ему сейчас 17 лет, так что можно говорить о результатах ))

Под катом - подробности, методика и мое отношение к раннему развитию.
Сразу скажу про раннее развитие. Я считаю, нужно заниматься с ребенком тем, что ему интересно. Если для него это игра - почему нет? А для него в маленьком возрасте очень многое - игра. Информацию об окружающем мире дети усваивают феноменально, это врожденная способность. Поэтому можно ее давать обо всем и смотреть за реакцией. Интересно? Играет? Продолжаем! Нет? Убираем. Но грузить чем-то вопреки интересам ребенка - не нужно и вредно. Ну и я не скрывала от него, что вот это - параллелограмм, а это - трицератопс, например ))) Как-то так вкратце )

Например, Антон у нас очень любил всякие логические игры и задания, конечно, все это покупалось в больших количествах. Одно время любимыми книжками были энциклопедии - значит они и дарились. Специальных занятий дома мы не проводили, просто окружали его играми, книгами и пособиями, которые помогали ему развиваться. Выбирали игрушки с опережением по возрасту - все это шло на ура.

О результатах. В садике сын прошел отбор в группу "Одаренный ребенок" (набирали одну группу из детей всего района). По конкурсу поступил в лицей (400 человек на 60 мест). В первом классе они за год прошли программу 1 и 2 класса (то есть в начальной школе учились 3 года). Уроки всегда делал сам, все давалось легко. У них регулярно измеряли уровень IQ, помню, что в 10 лет у него было 124 балла, в 13 - 140 баллов. Ну и в этом году сдал ЕГЭ и поступил на бюджет в университет.

Что это - врожденные способности или результат раннего развития? Сказать наверняка сложно, конечно, но явно занятия не пошли во вред )

А теперь про буковки, раз уж я с Филей задалась этим вопросом.

Когда Антону было 9 месяцев, мне в журнале попалась методика обучения детей раннего возраста чтению. Смысл ее в том, что нужно развешивать буковки по квартире (постепенно), ребенок раннего возраста запоминает их очень быстро (методика в конце поста). Я тогда, помню, еще подумала, что 9 месяцев - поздновато, потому что в журнале предлагалось с 3-х )))

Но буковки нарисовала, развесила. Ну и показывала в течение дня иногда, называла. Это просто была игра, без принуждения. В 1 год и 2 месяца он их все знал, показывал (хотя еще не говорил). Где-то года в 2 начал складывать слоги.


Вот тут я подумала: "Ну все, сейчас ребенок начнет читать!" ))

Ан нет, он мне дал понять, что все это глупости, и ему неинтересно. Ну и все, я отстала, эту тему мы закрыли. Как думаете, зря все было?

В 5 лет пошли записываться в центр подготовки к школе (тогда все было очень серьезно, дети проходили тестирование в 1 класс, нужно было уметь читать). В центре нас спросили, читает сын или нет. Я сказала, что затрудняюсь с ответом, потому что буквы знает, но не читает. Записали в подготовительную группу. Он пришел с первого занятия, взял книжку и стал читать :)

Вот и получается, что мы не учили ребенка читать, просто у него в нужном возрасте полученные ранее знания сложили в мозаику.

К слову, читать он очень любил класса до 6-7, книга была лучшим подарком. Потом перешел на всякие компьютерные журналы, правда. Но у него то, что называют "врожденной грамотностью". То есть он всегда пишет правильно, а это результат чтения как раз.

Так вот, вспомнила я это все и нарисовала Филе буковки )) Уже развесила первые. Кстати, они ему очень нравятся, с большим энтузиазмом тычет в них пальчиком. А, О, и У уже показывает ) Ему же нет разницы, что запоминать. Вот это - корова, а вот это - У. Все интересно! :)

Еще в дополнение сшила фетровые буковки, их он обожает муслякать )) Так что попробуем, остановиться-то всегда можно.

Если вам тоже нужны буквы, просто скачайте файл (я напечатала в центре оперативной полиграфии и заламинировала).
СКАЧАТЬ ФАЙЛ ДЛЯ ПЕЧАТИ.

Буквы из фетра шью потихонечку. Это несложно, мастер-класс здесь.

Ниже методика. Мы использовали, как я уже писала, только последовательность вывешивания букв. Ну и цвет тоже. Потом остановились.

Обучение ребенка чтению с 3-х месячного возраста...

От цвета к букве, от буквы к слову
Нужно ли учить читать ребенка до школы? Когда лучше начинать обучение? Справится ли с нагрузкой неокрепшая нервная система малыша? Нужны ли вам лишние заботы? А для чего тогда нужна школа? Как помочь ребенку вырасти умным и способным?
К сожалению, наше сумасшедшее время ускоряет все процессы (в том числе и процесс обучения), хотя в большинстве случаев совершенно неоправданно. Более того, нынешнее увлечение "элитным" образованием в виде лицеев, гимназий, колледжей и академий по большей части оборачивается лишь несоразмерным увеличением нагрузки.
Парадокс заключается в том, что зачастую интенсивное обучение начинается, когда фантастические способности ребенка УСВАИВАТЬ НОВОЕ начинают угасать. Подумайте - когда малыш усваивает самое большое количество информации без особых усилий? С 2-3 месяцев до 5-6 лет! Так почему же мы не используем или используем недостаточно эффективно это удивительное время и потрясающие возможности наших детей?! Чаще всего по незнанию и из боязни что-то сделать не так.
Могу предложить несложный, но довольно эффективный способ обучения ребенка буквам и чтению с 3-месячного возраста. Попробуйте! Эта методика получила условное название "словесного" чтения и основана на установлении прямой зрительной связи предмета и слова.
Было бы ошибочным полагать, что первые месяцы после рождения ребенка заполнены только инстинктивными устремлениями: еда, сон и т.д. На Западе давно уже введены развивающие курсы для грудничков: ребенку в быстром темпе показывают шедевры мировой живописи, изображения великих ученых, даже формулы, обязательно произнося при этом фамилии и названия.
У нас эта методика никак не приживается, видимо, потому, что специально этим должен заниматься детский психолог, а подобные должности есть далеко не во всех поликлиниках и детских садах (слава Богу, в школах в штатном расписании нашлось для него место!). В принципе этим может заниматься каждая мама - было бы желание, - много времени вся процедура показа картинок не отнимает (10 минут в день). 
В этом же ряду находится и алфавит того языка, который будет родным для вашего ребенка. Начните с того, что наклейте картинку с алфавитом на внутреннюю часть спинки детской кроватки так, чтобы растущий малыш не смог его оторвать (лучше всего прозрачным "скотчем" - так вы сможете использовать картинку еще несколько раз, перевешивая из кроватки на стену в детской комнате). С того момента, как ребенок начнет держать голову, вы будете выкладывать его на животик и он будет пытаться сфокусировать взгляд на цветной картинке, с этого времени и начнется его образование. Поддерживайте его интерес, называйте буквы, предметы, изображенные на картинках, обращайте его внимание на картинку!
С 6 месяцев начинается ВТОРОЙ ЭТАП знакомства с буквами. Сделайте карточки из плотной бумаги или картона размером приблизительно 10 х 12 см и напишите на них печатные буквы: А, О, У, Э, Ы. Лучше всего, если вы раскрасите буквы гуашью в следующие цвета: А - в красный, О - в желтый, У - в смесь синего и зеленого, Ы - в коричневый, Э - в смесь желтого и зеленого.
Цвета эти непроизвольны! По данным экспериментов психолингвистов (А.П.Журавлев, Г.Н.Иванова-Лукьянова, Л.П.Прокофьева), именно ЭТИ цвета ассоциативно связаны с ЭТИМИ "звукобуквами" (ЗБ) русского языка. Каждая звукобуква в любом языке имеет свою цветовую "визитную карточку", и во многих языках она четко определена. Подобные "визитки" выявлены и для русского языка.
Карточки нужно развесить по квартире, прикрепляя к предмету, название которого начинается с этой буквы: О - окно, У - угол и т.д. Если не получается найти предмет (Ы - ?), просто повесьте карточку на видное место. Каждый день подносите (подводите) ребенка к буквам и проговаривайте: "Это окно - буква О" и т.п. ЧИТАЙТЕ ЗВУК, А НЕ НАЗВАНИЕ БУКВЫ!
С 9-10 месяцев берите карточку и проводите пальчиком по контурам буквы, проговаривая при этом звук. Если будет возможность, сделайте жесткий вариант данных букв (из некрашеного дерева, пищевой пластмассы, из донышка пластиковых крышек и т.п.), давайте играть ребенку, пробовать "на зуб" и т.д., можно подключить к процессу восприятия и вкусовые ощущения.
Сейчас в продаже есть печенье "Азбука" в виде букв. Сколько веселья доставляет ребенку тот факт, что знакомую буковку можно еще и съесть! Таким образом, мы используем и зрительные, и слуховые, и тактильные, и вкусовые ощущения для достижения одной цели - усвоения букв. Периодически спрашивайте ребенка: "Это какая буква? Где буква А? Это окно, значит, буква..." и т.д. и т.п.
Сначала ребенок будет просто тянуть пальчик к знакомой буковке, потом, с началом развития речи, будет произносить звуки. Обратите внимание: первыми запомнятся нейотированные гласные - самые открытые и, следовательно, легкие для произношения. Очень важно, чтобы процесс усвоения букв и звуков шел как бы сам собой, без усилий со стороны ребенка. Это обеспечит длительный и устойчивый интерес к обучению.
ТРЕТИЙ ЭТАП начинается, когда первые 5 букв усвоены (от 1 года до 1,5 года, а может быть, и дольше, в зависимости от речевых умений), добавьте остальные (йотированные) гласные Я, Ю, Е, Ё, И. Раскрасьте их в следующие цвета: Я - в красный, Ю - в смесь синего и красного, Е и Ё - в зеленый, И - в синий. Аналогично 2-му этапу развесьте карточки по квартире. ПОМНИТЕ: СВЯЗЬ С ПРЕДМЕТОМ ОБЯЗАТЕЛЬНА!
Если ваш ребенок "молчун-философ" и не говорит до 2-2,5 года, но безошибочно показывает буквы по вашей просьбе (или по крайней мере с удовольствием ими занимается), не останавливайтесь на 2-м этапе, а переходите к следующему. Скоро количество плавно перейдет в качество и, начав говорить, он легко назовет уже знакомые буквы.
К ЧЕТВЕРТОМУ ЭТАПУ переходите, когда усвоены все гласные. Следующими будут сонорные согласные Р, Л, М, Н, близкие к гласным и поэтому легкие для произношения. Р раскрасьте в красный цвет, Л - в смесь красного, желтого и синего (смело смешайте краски на палитре!), М - в красный, Н - в голубой.
ПЯТЫЙ ЭТАП скорее всего наступит гораздо быстрее, чем предыдущие, - скажется навык усвоения звуков и букв. Это будут звонкие согласные, окрашенные: Б - в белый, В, Г - в синий, Д - в черно-белый (серый), Ж - в желтый, З - в зеленый цвета.
ШЕСТОЙ ЭТАП - глухие согласные и Й, Ь, Ъ. Раскрасьте К в красный цвет, П, Х, Ш, Щ - в черно-белый, С - в синий, Ц - в желтый, Ч - в черный, Й - в синий, Ъ - в белый, Ь - в синий.
Обычно процесс изучения букв длится от 2 до 3 лет. Одновременно с этим должна идти постоянная работа по развитию речи, мышления, памяти, образного мышления, т.е. по общему развитию ребенка.
СЕДЬМОЙ ЭТАП можно совместить с 6-м или даже с 5-м. Выполняйте следующие упражнения (желательно систематически - это даст необходимый навык): найти заданную букву в слове или небольшом произвольном наборе букв (не больше 5-6); раскрасить фломастером или карандашом знакомую букву, нарисованную полным контуром (если ребенку еще это не под силу - пусть просто произвольно штрихует цветным карандашом); найти клавишу с заданной буквой на клавиатуре компьютера или пишущей машинки; найти заданную букву в большом отрезке текста (до 14-15 слов). Буквы обязательно должны быть крупными; учить связывать буквы в слова. При этом ни в коем случае НЕ НАЗЫВАТЬ ОТДЕЛЬНО БУКВЫ (М-А-МА).
ВОСЬМОЙ ЭТАП - собственно "словесный". Сделать 2-3 карточки с односложными словами, называющими предметы домашнего обихода (СТУЛ, СТОЛ и т.п.). Прикрепить их к соответствующим предметам. Покажите ребенку предмет, затем надпись, назовите предмет. Постоянно спрашивайте: "Что здесь написано?"
Поначалу ребенок будет ориентироваться на предмет, а не на надпись, но постепенно установится и обратная связь - от слова к предмету. Просите ребенка назвать все буквы, из которых состоит слово. Теперь он понимает, что из букв строятся слова, а слова называют предметы, которые его окружают. Четвертое слово можно добавить уже через 2-3 дня, постепенно (по одному) прибавляя новые и новые слова, усложняя их структуру (СТЕНА, ДВЕРЬ, ОКНО).
Можно даже поиграть с карточками - прикрепить на папу ПАПА, на маму МАМА и т.д., потом незаметно поменять надписи - пусть ребенок сам заметит "ошибку" и исправит ее. Очень важно не переборщить с количеством слов. Не торопитесь быстро увеличивать их количество. Пусть ребенок утром "обходит владенья свои" и ищет, что же появилось нового?!
Время от времени устраивайте "ночные ураганы". Расскажите ребенку, что ночью прилетел ветер-забияка, который сорвал все таблички со своих мест и свалил в кучу посередине комнаты. Предложите ребенку вернуть все слова на свои места. Вот тут вы и увидите, как незаметно для вас сын или дочь начали "читать" знакомые слова.
Поначалу зрительная память будет помогать, но вы устроите еще один вариант "урагана", когда таблички будут не сорваны, а перепутаны - развешаны не по своим местам. И здесь уже заработает та самая обратная связь, о которой говорилось выше.
Сделайте особые книжки-картинки, где рисунок однороден, т.е. возможно обозначение нарисованного одним словом - ГРИБ, ТЫКВА, ДОМ и т.п. В этих книжках сделайте крупные подписи и, рассматривая их, читайте слово. Просите ребенка прочитать книжку от начала до конца. Развивайте его фантазию - пусть он сочинит что-нибудь про предмет, изображенный на картинке. Еще лучше, если вы вместе придумаете какую-нибудь интересную сказку.
ДЕВЯТЫЙ ЭТАП. Начинайте читать с ребенком отдельные слова. Сначала вы читаете слово, затем ребенок называет буквы, из которых оно состоит, затем сам читает. Слова должны состоять из одного слога. Сделайте таблички, распределив слова по группам в зависимости от количества слогов. Например: НОС, РОТ, ДОМ, ЗУБ, ДЫМ, БОК.

26 комментариев:

  1. Интересно, завтра подробнее прочитаю методику. Сегодня на занятии букву О изучали в разных формах: и песни, стишки, и поделки

    ОтветитьУдалить
  2. Танюша, спасибо за пост!!! Очень полезная информация!!! :)

    ОтветитьУдалить
  3. интересная информация, спасибо!
    Вопрос у меня :) с сыном я учила именно буквы ("БЭ", "ЭМ", "КА"). Но сейчас читаю, везде пишут, что нужно именно звуки учить. Меня смущает, что показывая на букву или спрашивая, какая это БУКВА, я называю потом не БУКВУ, а ЗВУК. Не будет потом у ребенка путаницы в школе, когда выяснится, что это не буква "Б", а буква "БЭ", которая звучит - "Б"? :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, забыла написать, я именно звуки называю.

      Удалить
    2. Я вот тоже с сыном буквы учила (не знала, что лучше звуки называть), это привело к тому, что он хорошо знает весь алфавит, но до сих пор (сейчас ему шесть лет) не может понять, как читать слова: он, например, читает не "М-А-М-А", а "ЭМ-А-ЭМ-А" Через год нам в школу, а я не знаю, как его переучить теперь... С дочерью младшей теперь, конечно, такой ошибки не допущу )))

      Удалить
    3. Диана и А- businka- маленьких детей необходимо учить именно звукам... Я- преподаватель начальных классов и свою дочку- сейчас мы пошли в 1 класс учила где-то с 1 годика, зачитала дочка в 3. А как именно правильно называются буквы сказала совсем недавно и дочка все поняла на лету. Читает сейчас сама и в классе лучше всех. Удачи вам и главное-играйте, а не заставляйте...

      Удалить
  4. Таня здравствуйте! Спасибо за такой познавательный пост.Очень интересно было прочитать про успехи вашего сына!
    Я планировала сшить фетровые буковки.Но сейчас поняла, что "Все! решено!Нужно шить!"У меня дочка тоже очень развитая(нам 2г.6мес), в игровой форме думаю с удовольствием будет учить буковки.Игровая форма ей нравится больше всего.
    И отдельное спасибо на ссылку с МК фетровых буковок.

    ОтветитьУдалить
  5. А у нас старшая буквы все знала года в два. потому что плохо ела и за едой мы ей азбуку показывали)))) А младшая просто играла пластиковыми буквами,потом подарили "говорящий плакат". как итог - в 3 года и 3 месяца знает буквы и осознанно считает до 20. Специально не занимались)))
    У старшей отличная память, запоминает все на лету, но иногда ее клинит и не может понять простых вещей.
    да, и еще, мы младшей тоже покупаем игрушки "с опережением")))

    ОтветитьУдалить
  6. Таня, большое спасибо! С удовольствием почитала! Пошла рисовать буквы! Нам 2 года, пора :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. можно не рисовать, а скачать и напечатать ;) я там ссылочку оставила

      Удалить
  7. очень интересный опыт! Спасибо!
    А покажи буковки?

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за интересный пост и ваш опыт! А у меня сыну 2,8 и он не говорит вообще ничего... А так хочется придумывать с ним сказки...

    ОтветитьУдалить
  9. Таня, спасибо за пост! у меня пока своих детей нет, но тема обучения в целом очень интересна! моя мама рассказывала, что я почти в 4 года сама захотела выучить буквы и у меня была одна "настольная" книга со стихами Барто и красивыми рисунками, вот по ней я его и выучила, а потом почти на год отложила книгу, увлеченная чем-то другим, но в 5 открыла и начала читать, потом мимо любой вывески не могла просто пройти - читала все подряд по пути в сад и домой )) вот это, кстати, я уже и сама помню :)

    ОтветитьУдалить
  10. Таня, спасибо, что делишься опытом!

    ОтветитьУдалить
  11. Таня, спасибо большое! После твоих постов у меня совесть просыпается (правда не на долго) Признаюсь - я ленивая мама... Меня так поглощают бытовые дела, а с ними и компьютер, что деткам я уделяю совсем мало времени (у меня двойняшки 2,5). И это время мы тратим на игрушки и книжки... Но думаю пора подключать и буквы, а еще и цвета... Вот мне только не совсем понятно - как буква А с красным цветом связана... Пойду достану фетр и напечатаю буковки - завтра начнем утренние обходы квартиры в поисках букв!

    ОтветитьУдалить
  12. вот выздоровлю окончательно и приеду гляну, что за школу на дому ты там устроила)))прям интересно стало! У меня с дочкой так же было, как у тебя со старшим. читаю и вспоминаю, как будто про нас писано, класса так до 5-6))) у меня бабушка всегда говорила: то, что вложено в ребенка до 6 лет-на всю жизнь. И я полностью с ней согласна))

    ОтветитьУдалить
  13. Танюша, удачи вам! Молодцы. что занимаетесь своими детками! Огромный респект всем родителям!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Моей Манюне очень нравилось вставлять буквы в прорези и еще рисовать на манке( на подносе)... Сейчас она уже первоклассница!

      Удалить
  14. Буквы Ф, Т остались без цветов

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо огромное вам за помощь, совет (как правильно то назвать). Главное спасибо за то что вы ещё раз продемонстрировали, что ранее развитие действительно важно. Идея с фетровыми букавками была давно, но времени как обычно мало за 3 месяца всего 4 буковки =(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, у меня тоже медленно шьются... Да и учатся они у нас с младшим совсем не с той же скоростью )) То ли ему неинтересно, то ли я этим особо не озадачиваюсь ))) Сейчас вот отдыхать ездили, так пока они с папой играли-гуляли, я сшила несколько штук :)

      Удалить
    2. Вот вот моему почему то даже книжки неинтересны, даже не знаю может рано ещё, но нам уже Год и два месяца теоретически уже должен хотеть листать и тыкать книжки, но нет психует и убегает если ему читаешь =( Хотя уже всяко пробовала(

      Удалить
    3. все детки разные, навязывать не стоит, конечно

      Удалить
    4. Ещё раз спасибо вам за статью! ;)

      Удалить